×
Меню сайта

Департамент образования Администрации городского округа город Рыбинск

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр «Молодые таланты»

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплексная программа

профильного лагеря развития творческих способностей

«Летний Лицей»

 

 

 

Соавтор программы и руководитель лагеря «Летний Лицей»:

Васильева Елена Олеговна,

директор Центра «Молодые таланты»,

канд. филос. наук

Научный консультант: Васильева Екатерина Игоревна,

канд. истор. наук,

педагог дополнительного образованияЦентра «Молодые таланты»,

Совтор: Ежова Екатерина Александровна,

заместитель директора по НМР Центра «Молодые таланты»,

канд. социолог.наук

 

 

Рыбинск

Общие положения

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Молодые таланты» (далее Центр) осуществляет многопрофильную деятельность по реализации комплексной программы по выявлению, развитию и педагогическому сопровождению интеллектуально одаренных и творчески мыслящих детей в рамках Федеральной, областной и муниципальной программ по работе с одаренными детьми. Ежегодно с 1992г. коллектив Центра реализует комплексную программу, направленную на организацию профильной смены для одарённых детей Ярославской области в период летних каникул.

Проблемы формирования образовательной среды и ее влияния на развитие личности занимает одно из центральных мест в работе системы современного образования.В связи с этим, для коллектива Центра актуальным является решение задач, связанных с необходимостью организации особой образовательной среды в каникулярный период, т.к. именноканикулярный период нами рассматривается как важнейшее время, свободное от общеобразовательной школы,для активного отдыха и оздоровления детей и подростков, а такжедля вовлечения их систему мероприятий, способствующих творческому и интеллектуальному развитию и формированию социальных компетентностей.

 На решение этих задач направлена комплексная программа профильного лагеря развития творческих способностей «Летний Лицей» (далее Программа). Приоритетным направлением в деятельности лагеря является работа с одаренными детьми. Концепция программы: создание в лагере отношений диалогического сообщества, которые позволили бы раскрыть творческий потенциал личности каждого ребенка, создали бы условия для его самопрезентации, личностного роста, освоения социальных ролей, способствующих успеху и признанию в коллективе. В методологическом плане программа лагеря «Летний Лицей» основывается на подходе Д. Б. Богоявленской и В.В. Юдина, заключающегося в системе включения лицеистов в полноценную деятельность (по аналогии с ПУД – «полноценной учебной деятельностью» по В.В. Давыдову).

Программа представляет,прежде всего, практический опытпроектирования образовательной деятельности областного профильного лагеря «Летний Лицей», ведущей идеей которого является предоставление обучающимся широкой возможности выбора и самоопределения. Образовательная среда профильного лагеря включает в себя: учебную работу, которая строится на основе краткосрочных семинаров, и комплекс мероприятий второй половины дня, которые направлены на раскрытие и сопровождение творческой одарённости лицеистов.

Несмотря на разнообразие тем профильных лагерей, команд специалистов, наличие различных подходов к проектированию смен, мысчитаем, что в лагере ребёнок, прежде всего, получает жизненный опыт, формирование профессиональных компетенций,  изменения в его мировоззрении,стиль жизни.

Под профилем лагеря мы понимаем не школьный «предмет», а комплекс тех жизненных задач, на решение которых педагогический коллектив может сориентировать обучающихся за время летней смены лагеря.Профиль «Летнего Лицея» – самоорганизация. Основная задача – подготовка ребят к самостоятельным и коллективным действиям по решению различных комплексов социальных задач и проблем детей и молодежи. Содержание программы предполагает освоение участниками поля «само-»: самоанализ, самодиагностика, самоопределение, самопроектирование, самореализация, самовыражение, самоконтроль, саморазвитие и др.

В процессе проектирования образовательной деятельности профильного лагеря, прежде всего, учитываются условия пребывания детей (материально-техническая база загородного лагеря), определяется целевая аудитория, кадровый потенциал и финансовые возможности организации-организатора (муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Молодые таланты»).

Успешным опытом интеграционной работы стало открытие нового направления функционирования лагеря: с 2012 г. – включение в жизнедеятельность «Летнего Лицея» детей с особыми образовательными потребностями (ООП). Такое объединение каждый год доказывает успешность инклюзивной образовательной деятельности в лагере как для детей с ООП, так и для других детей.

Программа может быть положена в основу воспитательной системы любой образовательной организации, занимающейся данной тематикой, что делает её тиражируемой.

Цель и задачи

Цель Программы: формирование образовательной среды  как совокупности образовательных личностно-ориентированных программ и проектов, направленных на  обеспечение наиболее эффективного взаимодействия между всеми субъектами образовательной деятельности.

Цель и содержание программы предполагает решение следующих задач по направлениям:

1. Личностно-ориентированные:

- социализация обучающихся: развитие коммуникативных способностей, способности к общению с разными людьми, разными способами и в разных ситуациях (как учебных, так и не учебных);

- развитие способности строить свои взаимоотношения с другими в логике субъект субъектных отношений (партнерское общение);

- развитие рефлексивной способности, способности осознавать внутренние причины и мотивацию своих собственных действий и поступков;

- развитие отдельных видов способностей: интеллектуальных, творческих и организаторских;

2. Личностно-ориентированные по отношению к педагогам:

- систематизация работы педагогических кадров в рамках реализации программ и проектов каникулярного отдыха;

- рост педагогического мастерства в системе работы с одарёнными детьми, в том числе с детьми с ООП;

3. Социально-педагогическиезадачи:

- разработка системы фактического мониторинга образовательных потребностей и образовательных интересов обучающихся;

- формирование преемственности работы между летней сменой профильного лагеря и лагерными сборами в осенне-зимне-весенний каникулярный периоды;

4. Научно-методические задачи:

- формирование социальной и научно-методической площадки для презентации инициативных проектов педагогов и участников лагеря;

- разработка и апробация образовательных маршрутов в системе каникулярного отдыха для детей, в том числе и детей с ООП  через формы социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения;

- апробация краткосрочных образовательных программ, проектов и иных «образовательных событий» в рамках смены летнего лагеря.

 

Концептуальные подходы

За 26-летний период педагогический коллектив Центра «Молодые таланты» и «Летнего Лицея» совместными усилиями разработали авторскую программу, осуществили ряд публикаций, выпустили сборник «Я люблю Лицей…», которые содержат теоретическое и практическое обоснование используемой педагогической модели субъектно-ориентированного подхода к развитию личности.

Основная особенность профильного лагеря заключается в создании качественно нового подхода по организации каждого дня. А именно, первая половина дня представляет собой учебную работу, которая строится на основе семинаров. Вторая половина дня представляет собой комплекс мероприятий, творческих акций, спортивных, развивающих и интеллектуальных игр, которые направлены на раскрытие и сопровождение творческой одарённости лицеистов.

Основные идеи концепции лагеря «Летний Лицей» следующие:

1. Использование образовательных технологий субъектно-ориентированного типа педагогического процесса.

2. Акмеологическая направленность семинаров.

3. Пронизанность данными подходами не только семинаров, но и всей организации жизнедеятельности детей в лагере, так же нацеленной на управление саморазвитием ребёнка.

4. Адекватное подходам открытого образования управление лагерем(педагогическим коллективом и административной инфраструктурой).

5. Вынесенная за рамки смены образовательная поддержка креативной деятельности и дальнейшего личностного роста подростков.

Поскольку образовательная цель лагеря – полноценная личность, распорядитель своих духовных сил и ответственный субъект собственной деятельности, мы реализуем в лагере личностно-ориентированное образование или открытое образование. С педагогической точки зрения, такое образование более корректно назвать субъектно-ориентированным типом педагогического процесса. Общая характеристика типа приведена в таблице 1.(Полностью технология раскрыта в работах В.В.Юдина.)

Таблица 1. Обязательные этапы познавательной деятельности учащихся на уровне субъектно-ориентированного типа педагогического процесса.

Собственная постановка цели

Целеполагание

Понимание информации

Переработка представления

Моделирование

Формирование новой абстракции

Конкретизация

Планирование материализованных действий

Реализация

Контроль элементов деятельности

Контроль результата

Оценивание

Реализовать свои мысли

Собственная постановка цели

Самостоятельный поиск

 

Формирование собственного видения, модели и нового знания, подкрепленного конкретными примерами

Создание плана Деятельности

Действия с индивидуальным почерком

Контроль цикла Деятельности с позиций  достижения цели

Анализ соответствия целям Деятельности

Оценивание смысла Деятельности

 

Работа «Летнего Лицея» строится на основе деятельностного подхода, а именно создание условий для того, чтобы каждый ребенок мог проявить, реализовать и развить свои способности в различных видах и формах деятельности. При этом учитывается, что деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется интересом к содержанию. Положительной эмоциональной окраске деятельности способствует высокий уровень толерантности как общий и обязательный признак коммуникативных взаимоотношений между подростками и педагогами.

Методики проведения семинаров и мероприятий второй половины дня кроме построения на основе технологии СОПП должны удовлетворять следующим требованиям: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребёнка, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений и творчества. Творчество в широком понимании слова, поиск и решение проблем становятся основным способом существования лицеиста в пространстве личностно-ориентированного образования. Таким образом, «творческая одаренность», заявленная в названии программы, не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности, она не является отдельной модальностью, а характерна для любого вида труда. Условно говоря, «творческая одаренность» – это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее развития по инициативе субъекта деятельности. Такой теоретический подход имеет важное практическое  следствие: говоря о развитии одаренности, нельзя ограничивать работу лишь составлением программ обучения (ускорения, усложнения и т.д.). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности личности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности.

Программа «Летнего «Лицея» базируется на концепции, предложенной соавторским коллективом: В.Д. Шадриков, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, В.И. Панов, Д.Ю. Бабаева, М.А. Холодная, Д.В. Ушаков, А.М. Матюшкин и др.

Приоритетные направления деятельности лагеря:

- создание психолого-педагогических условий воспитания и обучения детей, способствующих их будущему   профессиональному и творческому   самоопределению,  личностному   росту   и реализации собственного духовного потенциала;     

- реализация  инновационных  программ  воспитательного  и  оздоровительного  процессов  в условиях временного детского коллектива;

- обеспечение жизнедеятельности, здоровья и безопасности детей;

- разработка  и  внедрение новых образовательно-оздоровительных       мероприятий (образовательных   акций,   семинаров,  тренингов,  креативных  площадок) и комплекснойпрограммы саморазвития личности.

В качестве методического аппарата для оценки можно применять разработанные специально для учащихся «Летнего Лицея» анкеты, фиксирующие данные показатели, а также опросники оценки различных личностных качеств.

Основное содержание программы и механизм реализации

В областной профильный лагерь по заявительному принципу приглашаются старшеклассники 13-18 лет общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования детей Ярославской области, принимающие активное участие в мероприятиях учебного и внеучебного характера.Преимущественным  правом пользуются: призеры муниципальных, областных, всероссийских и международных предметных олимпиад, научных конференций, творческих конкурсов и фестивалей, спортивных турниров и соревнований.

Основные характеристики: время работы лицея – август каждого года; продолжительность 21 день; проживание на базе загородного лагеря; общее число лицеистов  около 130-150 человек; кураторско-педагогический коллектив19-25 человек. Осуществление набора:обучающиеся образовательных организаций Ярославской области, желающие принять участие в работе «Летнего Лицея» заполняют анкету-заявку, предоставляют справку о состоянии здоровья, в которой отражены возможность пребывания ребенка в загородном лагере и медицинские показания в соответствии с требованиями. Конкурсные комиссии городских и муниципальных округов Ярославской области направляют в адрес Департамента образования Ярославской области заявку, составленную  по  соответствующей форме на выделение путевок в Лицей, согласно установленной квоте.

     Учащиеся 8-11 классов, не прошедшие конкурсный отбор, но прошедшие собеседование могут приобрести путевку за полную стоимость.

Программа проектируется и реализуется в рамках «горизонтальной» и «вертикальной» конструкций.

«Горизонтальная» конструкция представлена периодом с октября по август.

  1. Подготовительный период (октябрь – июль).

Главная его задача сформировать команду единомышленников педагогов и детей, которые заинтересованы в этом лагере и спроектировать профильную смену.

  1. Организационный период (первые дни смены лагеря).

 Организационным он является, потому что происходит адаптация ребенка к новым условиям быта, окружению, особенностям питания, санитарно-гигиеническим условиям и т.п.

  1. Организация основного периода (август).

По горизонтальному аспекту основной  период, в свою очередь делится на две «сессии», а именно, каждому участнику смены предлагается на выбор около 10 семинаров на первую половину смены и около 10 семинаров  на вторую половину смены.

  1. Заключительный период.Рефлексия (последние дни смены лагеря).
  2. Период последействия (сентябрь).

«Вертикальная конструкция»

По вертикальному аспекту делится основной период, а именно каждый день в Лицее представлен следующим образом: первая половина дня – это  учебнаядеятельность, которая строится на основе временно действующих семинаров. Семинар в контексте «Летнего Лицея» – это занятия, сочетающие в себе изложение преподавателем теоретического материала и самостоятельной практической работы лицеистов. Вторая половина дня – организационно-массовая работа.Кроме этого, при приёме заявлений от претендентов на участие в программе «Летнего Лицея», мы проводим анкетирование, в котором отражаются интересы и предпочтения старшеклассников в той или иной сфере. Благодаря данной информации, мы корректируем перечень семинарских курсов, которые будут представлены лицеистам на смене. В рамках «вертикальной конструкции» примерный режим дня выглядит следующим образом:

10.00 – 13.00 -  ежедневные семинары

14.00 – 16.00 – мастер-классы/подвижные игры, спорт, дискуссионные площадки.

17.00 – 19.30 и 20.00 – 21.00 – интеллектуальные и тематические мероприятия/творческие акции и концерты.

Календарный план мероприятий по подготовке к реализации программы

 

Организация работы по подготовке и проведению смены осуществляется с сентябрятекущего года по август следующего года включительно. План подготовки смены лагеря представлен в таблице.

Таблица 2.План подготовки смены лагеря «Летний Лицей»

п/п

Содержание

Сроки

 

Обработка диагностики, отчетов предыдущей смены лагеря

Сентябрь-ноябрь

 

Семинар «Летний Лицей: организационная модель профильного лагеря развития одаренности»

декабрь

 

Организация осенней сессии «Летнего Лицея». Апробацияпилотных проектов.

Ноябрь

 

Организация зимней сессии «Летнего Лицея».

Январь

 

Работа «Лицейского клуба»

В течение года

 

Работа «Школы кураторов»

В течение года

 

Планирование расходов и составление сметы по организации работы лагеря

Март-апрель

 

Проведение весенней сессии ««Летнего Лицея»»

Март

 

Подготовка письма и информации о наборе в «Летний Лицей»

и рассылка их по районам области и школам Рыбинска; размещение объявлений о наборе в Летний лицей на сайте Центра

Апрель

 

Организация приема заявлений в «Летний Лицей» и собеседования с будущими лицеистами

Апрель – май

 

Предварительное комплектование куратотско-педагогического коллектива  «Летнего Лицея»

Апрель- июнь

 

Организация и проведение методических семинаров по вопросам составления программ, плана мероприятий, организации подготовительной работы

Апрель – июнь

 

Экспертиза и утверждение  программ семинаров

Июль

 

Уточнение программы работы профильного лагеря «Летний Лицей»

Июль

 

Утверждение плана работы

Июль

 

Приобретение необходимого инвентаря, канцтоваров и т.д.

Июль

 

Организация и проведение родительских собраний перед отъездом в «Летний Лицей»  в Рыбинске и Ярославле

Июль

 

Контроль оформления санитарных книжек кураторов и педагогов

Июль

 

Конкурсный отбор в «Летний Лицейобучающихся, подавших заявки в адрес Департамента образования ЯО от регионов Ярославской области

30 апреля – 30 мая

 

Организация переезда школьников районов Ярославской области из Ярославля в Рыбинск и обратно

8 августа,

28 августа

 

Работа «Летнего Лицея»

8 – 28 августа

 

Мониторинг

Август-сентябрь

 

«Лист услуг», предоставляемых участнику программы.

  1. Участие ребенка в мероприятиях различной направленности (творчество, интеллект, спорт и т.д.).
  2. Организация деятельности, направленной на оздоровление ребенка.
  3. Получение ребенком основных туристических навыков.
  4. Получение ребенком основных навыков юридической компетентности.
  5. Овладение ребенком основ управленческой деятельности и принципов эффективного управления.
  6. Расширение знаний в сфере языкознания и лингвистики.
  7. Организация на базе детского лагеря спортивных соревнований.
  8. Организация и проведение в ходе смены дискуссионных столов и диспутов, на актуальные, для современных подростков, темы.
  9.  Единый режим дня, рекомендованный медицинской службой.
  10. Создание образовательных и развивающих программ, отвечающих интересам и потребностям современного ребенка.
  11. Организация объединений по интересам (хобби).
  12. Участие в общих акциях и  досуговых  программах.
  13. Организация и участие мероприятий патриотической направленности.
  14. Организация психолого-педагогического сопровождения.

Распорядок на день в «Летнем Лицее»

8.00 * подъем, пробежка (по желанию)

9.30 – 9.45 завтрак

10.00 – 13.00 семинары интеллектуального и художественно-эстетического профиля

13.30 – 14.00 обед

14.00 – 19.30 работа в творческих лабораториях и мастерских; подготовка и проведение творческих мероприятий и акций

16.00 – 16.30 полдник

19.30 – 20.00 ужин

20.00 – 21.00 дискотека/ или концерты, показ фильмов, подготовка к мероприятиям следующих дней

21.30 – рефлексия

22.00 – отбой

* Данный распорядок дня является ориентировочным: жесткие временные ограничения распространяются только на время приема пищи, подъем и отбой, относительно стабильным является и время семинарских занятий, остальное время гибко используется, исходя из целей и задач дня.

Система семинаров

Интеллектуальной основой профильного лагеря «Летний Лицей» является система семинаров. Ведущими принципами организации учебных программ лагеря являются»:

  • Гибкость технологий.
  • Формы работы с детьми предстают не столько алгоритмом, сколько «палитрой». Задача педагога не в том, чтобы провести дело, а в том, чтобы создать условия для саморазвития и самораскрытия каждого ребенка.
  • Максимально возможный выбор.
  • Максимальное расширение сферы выбора - как в выборе видов деятельности, так и в определении содержания и характера предложенной (и предлагаемой самим ребенком) деятельности.
  • Контекстуальность деятельности.
  • Любая образовательная деятельность должна быть воспитывающей, стимулирующей развитие учащегося. Обязателен – самоанализ, рефлексия, закрепление социально- и личностно-успешного опыта.
  • Многовариантность деятельности.
  • Для каждого участника деятельности планируется индивидуальный сценарий-маршрут, своя роль в коллективном проекте. Обязательно – отслеживание «шагов» деятельности, осознание технологии, осмысление проектировочных цепочек, рефлексия участия.
  • Гибкое планирование.
  • Совместное планирование деятельности. Движение «за ребенком», а не «за педагогом». Возможность варьирования в рамках предложенного плана смены с включением мероприятий, вызвавших живой интерес у лицеистов.
  • Самоуправление.

При организации педагогической деятельности в рамках программы приоритетен выбор саморазвивающихся видов и форм деятельности, посредством работы детских органов самоуправления и ввода элементов сюжетно-ролевой игры.

Ежегодно контент семинарских занятий претерпевает качественные изменения, которые касаются форм, приёмов работы и тематик самих занятий. В подборе семинаров мы используем так называемый профориентационный подход, а именно, занятия и мастер-классы, как правило, ведут специалисты в той или иной области профессиональной деятельности: преподаватели высшей школы, экологи,  биологи, историки, общественные деятели, специалисты в области права, IT–специалисты, действующие предприниматели, режиссёры и т.д.

Каждый семинар, проводимый в первой половине дня, имеет 3 группы задач:

- Специфические предметные задачи (например, формирование умений анализировать культурные и общественные явления, решать проблемные задачи и другие);

- Общие задачи, связанные с обликом лицеиста (воспитание уважения к личности, развитие критичности мышления, умения владеть собой, навыки коммуникации, понимание целостности мира и другие);

- Единая задача помощи лицеистам в освоении полноценного цикла деятельности на конкретной предметной области.

Формы работы на семинарах:

- информирование;

- психогимнастика;

- групповая дискуссия;

- индивидуальная творческая мыслительная деятельность;

- апробация и тренировка предложенных способов творческого мышления.

Семинарские занятия занимают 3 академических часа в первой половине дня. Программа каждого семинара рассчитана на 27 учебных часов. Таким образом, лицеистуделегируется право свободного и осознанного выбораодногосеминара на первую половину смены и второгосеминара на вторую половину смены. Каждый семинар заканчивается отчётным мероприятием под руководством научных руководителей семинаров. Отчёты о работе семинаров представляются публично и проходят в середине и в конце смены. Образовательный результат представляется в качестве освоенных личностью способов деятельности, а также определяется циклическим характером познавательной активности личности: мотивация – целеполагание – информация – обдумывание – планирование –реализация – коррекция – контроль – оценивание – новый уровень мотивации.

Лицеистам предлагаются на выбор следующие семинарские курсы (примерный перечень):

- «Тележурналистика»,

- психология,

- психолингвистика,

- основы португальского языка («Язык трёх океанов»)

- эффективное управление,

- предпринимательство,

- ТРИЗ (теория решения изобретательских задач),

- медиа-практики,

- экология,

- хореография,

- вокал,

- актёрское мастерство,

- дизайн-практика.

С 2013г. Центр организовал работу по систематизации направленности работы семинаров. Начиная с марта 2013 года, проходят научно-методические семинары по подготовке единой формы программ семинаров. С 2014 в Центре «Молодые таланты» и на базе профильного лагеря «Летний Лицей», проходят научно-методические семинары, объединившие проблемы организации летнего профильного лагеря и вопросы, касающиеся особенностей работы с одаренными детьми. 

Система мероприятий второй половины дня

 

Система программных мероприятий включает в себя творческие акции, дающие лицеистам возможность в новой для себя ситуации попробовать свои силы, проверить свои возможности, оценить себя. Лагерь открытого образования активно использует методику дебатов, дискуссий, проектов. Краеугольными массовыми мероприятиями, которые открывают смену, задают общий тон и подводят итог прошедшей смены, являются «Открытие» и «Прощальный Бал».

Максимально качественный результат достигается путем создания атмосферы творческой конкуренции. Для участия в играх команды делятся по принципу жеребьёвки и в течение смены происходит постоянная ротация состава малых групп.

Деятельность в группе со сменным составом является одной из черт отличающих «Летний Лицей». Групповая деятельность положительно влияет на развитие коммуникативных навыков, освоение полоролевых и половозрастных моделей поведения и деятельностного общения. Вместе с тем, стремление к достижению общегрупповой цели позволяет активизировать эмоционально-волевую сферу и способствует развитию толерантности. За один день в составе разных групп подросток может быть несколько раз и победителем, и проигравшим. Тем не менее, индивидуальные успехи лицеистов тоже не остаются без внимания, они отмечаются на семинарах, по итогам событий, на отрядных «свечках».

Методика цикличной подготовки и оценки мероприятий можно представить в виде следующей схемы:

 

План мероприятий второй половины дня «Летний Лицей 2018»

Дата

Мероприятия

7 августа

Заезд

14:00 Презентация семинаров

16:00 Знакомство отряд

20:00 Знакомство с кураторами

8 августа

14:00 Верёвочный курс

17:00 Репетиция Открытия

9 августа

14:00 Репетиция открытия

17:00 Открытие

20:00 Дискотека

10 августа

14:30 Интеллектуальная вертушка

16:43 Стартины

17:00 Отбор Фестиваля творчества

20:00 Дискотека

11 августа

14:00-16:00 Подготовка к Фестивалю Творчества

16:45 Пари-шоу

Луч

12 августа

Мафия, Спорт

Фестиваль творчества

13 августа

14:00 подготовка

16.00 репетиция

18:00 Картинная галерея, объявление о Дне Земли

20:00 Дискотека

14 августа

День земли

14:00 – 17.00 Презентация, экологическая квест-викторина

Экологическая акция.

20:00 «У костра»

15 августа

14.00-16.00 отрядная подготовка

16:00 репетиция

17:30 Хоры

20.00 Под фонарями. Знакомство с курпедколом

16 августа

14:00 Съёмки клипов

Выборы мэра

17:00-19:30 Отчёт семинаров

20:00 Дискотека

17 августа

День ангела

День предпринимателя

Монтаж клипов

Аукцион

18 августа

14:30 Интеллект

17:00 Оскар

20:00 Дискотека

19 августа

14:00 Чемпионат Лицея по футболу

20.00 Дискотека. «Короли Фанеры»

20 августа

14:00 Злобные Орги

18:00 Отбор Литературного вечера

20:00 Дискотека Хэллуин

21 августа

День комплиментов и Kisskiller

Репетиция Литературного вечера

Литературный вечер

22 августа

14:30 Светский раут

Отбор танцев

20:00 Дискотека

23 августа

15:00 Мюзикл

17.00 Репетиция Танцев

20:00 Фонари

24 августа

14:00 Просмотр Фильма

Объявление темы бала

17:00 Фестиваль Танцев

25 августа

14:00 Отчёт семинаров

17:00 Подготовка к балу

Подведение итогов: Мафии, Королей Фанеры, ЯТанцую…

26 августа

10:00 Интуиция, Выборы

14:00 Репетиция Бала

20:15 Бал

27 августа

Сбор вещей

Отъезд

 

Психолого-педагогическое сопровождение

Важным аспектом реализации Программы лагеря является создание и обеспечение психолого-педагогического сопровождения. Для этого используются формы индивидуальной и групповой психолого-педагогической работы со всеми субъектами образовательной среды лагеря. Проведенный анализ различных практик приводит к выводу, что психолого-педагогическое сопровождение может и должно стать краеугольным камнем в организации системы методической работы. Цель сопровождения: создание условий гармоничной социализации ребенка и развития его интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (нарушение эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями);

- психологическое обеспечение образовательных программ;

- формирование психологической культуры педагогов и участников.

Присутствие педагога-психолога важно для успешной адаптации детей в лагере, установления контакта со сверстниками, устранения конфликтных ситуаций и решения личных проблем. Работа в рамках психолого-педагогического сопровождения уже традиционно проводится по следующим направлениям.

I. Знакомство.

Цель: объединение детей в группу, создание безопасной, доброй ситуации, атмосферы взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимовыручки.

Практический материал: коммуникативные игры, тренинги, анкета «Ваше настроение» (цветовой вариант).

II. Диагностика познавательной сферы.

Цель: определение уровня развития познавательных процессов.

Диагностический материал: методика «Исследование логической и механической памяти» (средний школьный возраст); «Ваша оперативная память» (старший школьный возраст); методика тест Мюнстерберга (средний и старший школьный возраст); методика «Закономерность числового ряда» или тест «Интеллектуальная разминка» (старший школьный возраст).

III. Диагностика творческих способностей.

Цель: выявление специальных видов одаренности.

Диагностический материал: тест «Определение творческих способностей» (средний и старший школьный возраст); «Каким типом интеллекта Вы обладаете» (средний, старший школьный возраст); анкета Дэвиса (средний возраст); тест «Творческий потенциал» (старший школьный возраст).

IV. Диагностика личностной сферы.

Цель: определение уровня самооценки, тревожности, профессионального предпочтения.

Диагностический материал: тест «Личностная и ситуативная тревожность» (средний, старший школьный возраст); анкета «Определение профессионального будущего» (старший школьный возраст).

V. Определение результативности работы педагогического коллектива Лицея.

Цель: определение эффективности работы педагогов и кураторов.

Практический материал: анкета «В нашем Лицее»; сочинения на темы: «Если бы я был директором лагеря», «Яркое впечатление сегодняшнего дня»; анкета «Педагог глазами детей».

Важнейшим направлением психологической поддержки участников лагеря (в частности, детей с ООП), является ежедневное проведение рефлексии: лицеисты в кругу отряда при участии куратора отвечают на вопросы – что принесло наибольшее удовлетворение, что завтра можно сделать по-другому, что сегодня помогало или мешало в реализации намеченного.

Ресурсное обеспечение программы

Для реализации программы лагеря «Летний Лицей», необходимы следующие ресурсы, которые логично объединить в категории: кадровые ресурсы, материально-технические, социальное партнёрство, финансовое обеспечение.

Кадровые ресурсы

Ключевое отличие смены лагеря «Летний Лицей» от традиционных детских оздоровительных лагерей заключается в тщательном формировании кураторско-педагогического коллектива(курпедкол),которое осуществляется с учетом ведущих принципов педагогических технологий:                     

  • понимание того, что представляет собой «развивающее» образование;
  • знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей;
  • знание о том, что такое творческая образовательная среда;
  • знание методов психолого-дидактического проектирования деятельности подростков  в условиях летнего отдыха (владение методами развития творческих способностей детей);
  • умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между различными субъектами лицейской среды;
  • умение встать на рефлексивную позицию (и, прежде всего, к самому себе).

Отличительные особенности кураторско-педагогического коллектива:

- разновозрастный состав,

- подбор педагогических кадров производится, в том числе, и из числа бывших «лицеистов», что позволяет сохранять и передавать традиции «Лицея»,

- стремление к максимальной гибкости,

- высокая эмпатийность,

- умение придать личностную окраску деятельности,

- способность творчески мыслить и умение создать творческую атмосферу,

- владение стилем мягкого неформального общения,

- эмоциональная уравновешенность.

Основой кадрового потенциала являются участники программы прошлых лет, проявивших себя наиболее активно и выразившие желание участвовать в работе «Летнего Лицея» в качестве кураторов и преподавателей.

Кураторам в основном являются бывшие лицеисты, а в настоящее время студенты различных вузов страны. Среди претендентов на должность куратора проходит конкурс, с целью выявления их соответствия основным требованиям и условиям программы лагеря. Отбор педагогов происходит на основе анализа представленных образовательных программ и результатов тестирования лицеистов прошлых лет. Кроме этого, на базе Центра «Молодые таланты» с 2014 года функционирует «Школа кураторов». Реализация данного подпроекта предполагает отбор  и подготовку будущих кураторов в течение учебного года.

Как стать куратором?

1й-шаг – это подача заявки, выявление желающих, всех, и включение в работу «школы кураторов» (октябрь-ноябрь)

2й шаг – непосредственная деятельность в течение учебного года на базе Центра «Молодые таланты», которая включает участие в научно-методических семинарах по вопросам организации каникулярного отдыха и организационных семинарах по подготовке непосредственно смены «Летнего Лицея», которые становятся стажёрскими площадками для будущих кураторов, а также участие в «сессиях Лицея».

3й шагэто  участие в заключительном мероприятии (деятельностно-ролевой игре) и по итогам отбора поездка в «Летний Лицей» (июль).

Материально-технические ресурсы.

Определяются возможностями базы лагеря, на которой располагается «Летний Лицей», а также исходят из потребностей семинаров и мероприятий, проводимых во второй половине дня.

На протяжении последних пяти лет лагерь проходит на базе ДОЛ имени А. Матросова» (Ярославская область, Рыбинский район, Михайловский сельский округ, село Михайловское). Удаленность от города – 11 км.

База лагеря им. А. Матросова располагает:

  • двухэтажный корпус для занятий, в котором располагается большой зал клуба;
  • двухэтажный корпус для проживания детей;
  • 2 одноэтажных корпуса для проживания детей;
  • столовая;
  • футбольное поле;
  • баскетбольная площадка;
  • теннисный корт, прачечная, медпункт;
  • база располагает удобной территорией для проведения мероприятий под открытым небом;
  • отдельный корпус для проживания педагогов.

К числу наиболее востребованных технических средств, которыми обеспечивает Центр «Молодые таланты», относятся:

- копировальная и множительная техника;

- ноутбуки, для подготовки и проведения семинаров и мероприятий;

- проекторы и экраны для семинарских занятий и организации отдельных концертов и праздников;

- микрофоны и другая музыкальная аппаратура;

- разнообразные канцелярские принадлежности, расход которых определяется потребностями теоретических семинаров и необходимостью качественного оформления большинства мероприятий лагеря на протяжении всей смены (21 день).

Социальное партнерство

Интеграция коллектива лагеря «Летний Лицей», Центра «Молодые таланты», некоммерческих организаций (Психологический Центр «Жизнь плюс» и Общественная организация по защите прав детей-инвалидов, инвалидов детства «Нежность») и социальных партнеров (Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева, Международная академия бизнеса и новых технологий (г. Ярославль), социально-реабилитационный Центр «Наставник») на основе вышеуказанных психолого-педагогических теорий выстраивается по следующему механизму взаимодействия (схема).

 

 

Структура  управления и модель организации каникулярного отдыха

Руководитель программы «Летнего Лицея» назначается приказом директора Центра «Молодые таланты, согласованным с директором Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск  на срок, необходимый для подготовки и проведения смены «Летнего Лицея», а также представления отчетности.

Руководитель программы «Летнего Лицея» действует в пределах своих должностных обязанностей и персонально отвечает за все вопросы деятельности лагеря:

- планирует, организует и контролирует образовательный процесс;

- несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников лагеря, за соблюдение норм охраны труда и техники безопасности;

- осуществляет распределение должностных обязанностей;

- утверждает расписание занятий, режим дня;

- несет ответственность за свою деятельность перед директором Центра «Молодые таланты».

Таким образом,  общая система организации работыпо реализации программы «Летнего Лицея» может быть представлена следующим образом:

 

Направления деятельности в рамках подготовительной работы перед открытием смены «ЛетнегоЛицея»: 

Основные направления реализации программы «Летнего Лицея»:

 

Как уже отмечалось, педагогический коллектив Центра «Молодые таланты»рассматривает каникулярный период как особое время, свободное от общеобразовательной школы и предоставляющее возможность углубленного включения в работу системы дополнительного образования. В связи с чем, складывается перспектива ведения более продуктивной работы по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Это послужило основанием для начала формирования  модели, комплексно объединяющей 4 каникулярных периода в единую систему работы с мотивированными учащимися под эгидой базовой программы «Летнего Лицея».

Ожидаемые результаты, достигаемый социальный эффект

 

Главным результатом работы лагеря является достижение поставленной авторами проекта цели, а именно:сформированностьобразовательной среды, способствующей эффективномувключению всех участников лагеря в образовательную деятельность «Летнего Лицея», результативная психолого-педагогическая и социальная поддержка, способствующая деятельностномуразвитию личности детей.

Для осуществления основной цели лагеря были поставлены задачи, которые после реализации программы переросли в следующие результаты:

Личностно-ориентированные результаты по отношению к подросткам:

- личностный рост детей, их самореализация в творческой деятельности, раскрытие творческого потенциала;

- развитие коммуникативных способностей, способности к общению с разными людьми, в том числе интеграционного взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ;

- развитие рефлексивной способности и развитие отдельных видов способностей: интеллектуальных, творческих, организаторских через образовательно-развивающую среду лагеря;

- полноценный отдых и оздоровление детей.

Личностно-ориентированные результаты по отношению к педагогам:

- сформированность системы работы курпедкола в рамках реализации программ и проектов каникулярного отдыха;

- полонение «методической копилки» инновационными программами и проектами, направленными на работу как со здоровыми детьми, так и детьми с ОВЗ;

- повышение уровня педагогического мастерства через применение принципа диалоговых отношений;

Социально-педагогические результаты:

- сформированность системы фактического мониторинга образовательных потребностей и интересов обучающихся;

- подготовка материалов для мониторинговых исследований образовательных потребностей и образовательных интересов детей независимо от особенностей здоровья;

- развитие системы круглогодичной работы.

Научно-методические результаты:

- подготовка сборника инициативных проектов и образовательных программ педагогов и участников лагеря;

- результативно апробированные краткосрочные программы и проекты;

- подготовка образовательных маршрутов, позволяющих вести интеграционную образовательную деятельность с детьми независимо от особенностей здоровья.

Кроме этого, результатами организации и проведения профильного лагеря «Летний Лицей» мы видим:

- более глубокое вовлечение педагогических работников в систему работы с одарёнными детьми в каникулярный период;

- формирование преемственности работы между летней сменой профильного лагеря и лагерными сборами в осенние, зимние и весенние каникулы;

- формирование системы комплексной поддержки развития одарённости;

-  продолжение работы по развитию творческих способностей, инициативы и активности лицеистов;

- пополнение жизни детей интересными и значимыми социо-культурными событиями в летний период;

- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и территорий;

- укрепление психологического и физического здоровья воспитанников;

- воспитание чувства патриотизма, уважения к родной природе.

Исходя из результатов анкетирования детского коллектива лагеря, можно также сделать выводы о достижении таких результатов, как:

- высокое качество семинаров обогащает подростков новыми знаниями;

- большинство лицеистов отмечают высокую «полезность» семинаров;

- Лицей даёт новые идеи, новые знакомства, новые знания;

- уникальность каждой смены;

- возможность понять себя и повысить уверенность в себе;

- раскрытие новых талантов и выявление лидерских качеств;

- изменение своего отношения к окружающему миру;

- опыт в журналистике и монтаже видео;

- «Лицей не пытается воспитывать в ком-либо конкурентноспособность, умение вести борьбу за место под солнцем – здесь его, это место, готовы предоставить каждому!».